Как легко выучить таблицу умножения

Дано: есть ребенок-второклассник и таблица умножения.
Вопрос: как быстро и легко второкласснику выучить таблицу умножения?
Решение: Таблицу умножения можно выучить разными способами:
1. просто зазубрить как текст – это очень трудный путь, приводящий в тупик и быстрой потере знаний. Мы по нему не пойдем.
2. по карточкам – запомнить можно, но кратковременно. Потом учить заново – не наш путь.
3. На пальцах – это не способ запоминания, а только лишь признак делимости на 9.
4. Тренажерные тетради: нет интереса – слабый результат.
5. Другие способы я не выбираю по разным причинам.
6. В своей деятельности я использую систему настольных игр Yongo!, потому что это единственный способ, с помощью которого ребенок может выучить таблицу умножения с осознанием того, что такое умножение, как пользоваться таблицей, и что таблица умножения, оказывается, легкая и очень интересная.
Еще хочу разделить два понятия: «запомнить» и «выучить».
«Запомнить» - значит, получить краковременные знания, которые без практики быстро утрачиваются.
«Выучить» - не только запомнить, а и научиться пользоваться, получить глубокие крепкие знания.
Мы выбираем второе.
Теперь разделим изучение таблицы умножения на три этапа.

1 этап. Подготовка к изучению таблицы умножения

Проверьте вычислительные навыки ребенка, необходимые для изучения таблицы умножения – счет в пределах 10, 20 и 100 (особенно как он «скачет через десятки»). Если навыки слабые, не торопитесь учить таблицу умножения, иначе ее придется запоминать как текст – это очень сложно. Поиграйте сначала в игры Юниор и Крепыш. Это у Вас отнимет немного времени (на практике: для второклассника 1-3 дня), но зато потом таблицу умножения Ваш ребенок выучит гораздо быстрее, сознательнее и глубже.

2 этап. Запоминание таблицы умножения

Это самый сложный этап. Запаситесь терпением, не торопитесь. Помните, на этом этапе ребенок не только запоминает таблицу, а и понимает, как она устроена, отрабатывает понятие произведения . Объем информации очень большой, но постепенно он его обязательно освоит.

1 шаг. Вводим понятие произведения

Я это делаю приблизительно на таком легко представляемом ребенком примере :
- если я тебя попрошу принести 3 раза по 2 конфеты. Сколько конфет ты мне принесешь?
- 6.
- Как ты догадался?
- 2+2+2=6.
- А если я тебя попрошу принести 7 раз по 8 конфет. Сколько конфет ты мне принесешь? Да-да.. 7 раз по 8. Сложить 7 восьмерок очень сложно. Для решения таких примеров и существует таблица умножения, которую надо запомнить.

2 шаг. Запоминаем таблицу умножения через произведение множителей

или играем в Yongo! Новичок -1.
1. Покажите ребенку страшную таблицу умножения, состоящую из 100 примеров, и тут же покажите красную карточку Новичка из набора Yongo!, на которой не закрашенные числа – это произведения из страшной таблицы. Оказывается, их совсем не 100, а всего лишь 42. Не так страшен черт, как его малюют! А дальше - еще проще!
Алгоритм Примечания
Умножение на 1 получаем то же число
Умножение на 10 приписываем 0
Умножение на 2 Это два раза принести по 5 конфет или 5 раз по 2 конфеты: 2*5=5*2=5+5=10 Как удобнее считать: 5 раз по 2 или 2 раза по 5?
Умножение на 3 3*3 – это принести три раза по три конфеты, 3+3+3=9
Умножение на 4 7*4 или 4*7 – это принести 4 раза по 7 конфет или 7 раз по 4 конфеты. Как удобнее считать? Где меньше слагаемых: 7+7+7+7=14+14=28
Умножение на 5 5*5 – рифма 5*6 или 6*5 – это принести 5 конфет шесть раз или 6 конфет 5 раз. Как удобнее считать? Где меньше слагаемых? 6+6+6+6+6? Нет, удобнее складывать пятерки – проще: 5+5+5+5+5+5 – это две пятерки, еще две пятерки и еще две пятерки – это 10, 10 и 10 -это 30
Умножение на 6 6*6=36 - рифма, 7*6=42 - запомнить!
8*6=6*8=48 – рифма
Остается 6*9 или 9*6 –это девять шестерок – это десять шестерок минус одна шестерка – это 60-6 – это 54 или 6*8+6=48+6=54
Я не стараюсь в таких случая говорить "это шесть умножить на 10 минус 6", стараюсь употреблять более простые обороты: "десять шестерок минус одна 6". Этот язык детям более понятен.
Умножение на 7 7*7= 49 – запомнить! 8*7=56 – запомнить! Осталось 9*7 или 7*9 – это девять семерок – это десять семерок минус одна семерка – это 70-7 = 63 Ребенку проще представить семь десяток, чем 7*10
Умножение на 8 8*8=64 – запомнить! Осталось 8*9 или 9*8 – это девять восьмерок – это десять восьмерок – минус одна восьмерка – это 80-8 – это 72
Умножение на 9 Осталось 9*9 – это девять девяток – это десять девяток минус одна девятка – это 90 -9=81
Примечания:
1. ИЗБЕГАЙТЕ ПИСАНИНЫ!
пусть ребенок запоминает таблицу на простом легко представляемом примере. Это поможет ему сосредоточить всю свою мозговую деятельность на запоминании! Уметь записывать все это тоже нужно, но это на уроке, в домашних работах… Не забываем: наша задача на этом этапе – запомнить таблицу умножения!
2. УЧИМСЯ УДОБНОМУ СЧЕТУ! Иногда удобно сложить меньшее количество слагаемых, а иногда – пятерки (их удобнее складывать), а иногда дополнить до круглого числа и вычесть одно слагаемое, а иногда вспомнить запомнившееся уже произведение и прибавить к нему еще один множитель.
3. НЕ ТОРОПИМСЯ! пусть ребенок отработает каждый способ удобного счета;
4. НЕ ПОДСКАЗЫВАЙТЕ! В процессе игры употребляйте такие выражения, как «запомни», «это только что было, вспомни». Ребенку проще всего сказать «забыл». Пусть напряжется, вспомнит. В 50% случаях; дети вспоминают. Если не вспомнил – считай. Увидите, что при таком раскладе ребенку проще запомнить, чем заново считать. И в том, и другом случае – хорошая тренировка для развития памяти или закрепления устного счета со скачком через десяток!
5. НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ! Помните: запоминать таблицу умножения - самое сложное в изучении таблицы умножения;
6. СТАРАЙТЕСЬ ИГРАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ! В конце дня закрашивайте фломастером те произведения на карточке, которые ребенок запомнил за этот день.
7. Если ребенок на следующий день забыл то, что накануне закрасил, - не беда. Спокойно и терпеливо повторите с ним снова этот пример. 8. ХВАЛИТЕ РЕБЕНКА! Поддерживайте его! "Молодец!", "Я думала ты не вспомнишь, а ты вспомнил! Умница!", "Ты уже много чисел закрасил, немного осталось!" и т.д.
9. Как правило, играя в Новичка-1 дети запоминают таблицу умножения, но знания приобретают не уверенные. Чтобы упрочить их, я переходу ко второй игре Новичок - 2 или запоминание табоицы умножения через разложение на множители.

Шаг 3. Игра Новичок – 2 запоминание и закрепление знаний таблицы умножения через разложение на множители.

Цель игры: закрепить знания, полученные в игре Новичок-1
Так же, как и в Новичке-1, в конце дня подводите итог: при помощи трафарета: вписывайте в таблицу запомнившиеся значения произведений. После этой игры покажется, что все – ребенок знает всю таблицу умножения. Нет! Нет! И нет! Он ее только запомнил, он получил только начальные знания, которые без практики легко утратятся. На этом этапе останавливаться ни в коем случае нельзя! Иначе вся Ваша работа и работа Вашего ребенка окажутся пустыми.

3 этап. Закрепление таблицы умножения.

К сожалению, школьная программа не предусматривает необходимое количество примеров и задач, чтобы закрепить знания таблицы умножения настолько, насколько это нужно ребенку. И тогда для этого берем игру Мастер. Мастер – для ребенка это игровое практическое применение полученных знаний таблицы умножения. Около 200 примеров за кон! А за занятие можно успеть сыграть 2-4 кона. По-моему, здесь без комментариев.
Хочу отметить, что на практике, в процессе игры Мастер ребенок так овладевает таблицей умножения, что начинает считать и думать быстрее меня (я математик с тридцатилетним опытом работы). Такие радостные случаи у нас бывают очень часто.

Итак, что мы получили по такой схеме изучение таблицы умножения:
1. закрепили понятие произведения;
2. хорошие вычислительные навыки в рамках таблицы умножения;
3. глубокие и незабываемые знания таблицы умножения (как через произведение множителей, так и через разложение на них);
4. другие вычислительные навыки в рамках арифметики начальной школы.

Итак, мы добились нужного нам результата. Значит, ответом к нашей задаче будет система настольных игр Yongo!

Послесловие
Не секрет, что в математике каждая следующая тема строится на базе предыдущей. Изучение таблицы умножения – тема не только важна для последующего получения знаний. Особая ценность этой темы – это реальная возможность развить арифметический и математический потенциал ребенка. Никакая другая тема не дает столько развития, сколько изучение таблицы умножения. Не упустите свой шанс! Воспользуйтесь им своевременно. И последнее, что Вам еще будет интересно. Сколько времени уходит на изучение таблицы умножения по этой методике? Из практики: - повторительный этап – 2-7 дней в зависимости от уровня подготовки ребенка (я никогда не исключаю этот этап, добиваясь автоматического «прыжка» через десяток);
- запоминательный этап – одна – две недели;
- закрепительный этап – 5-10 дней.
В 100% случаях дети овладевают глубокими и прочными знаниями таблицы умножения и легко ими пользуются.
Всем желаю удачи!